Статистика

Forbidden-Siren.ru
Новости, обзоры и статьи о хоррор-играх

SplatterHouse - Самая жестокая хоррор-игра 80х годов



splatterhouse 1988 arcade pc engine namco horror game review обзор игра хоррор


Дата релиза: ноябрь 1988
Разработчик: Namco
Изначальная платформа: Аркадный автомат
Порты: PC-Engine (1990), FM-Towns (1992), PC (2000), PS3 (2010), Xbox 360 (2010), JAVA (2010), iOS (2010), PS4 (2023), Switch (2023)



К концу 80-х годов игры на хоррор-тематику стали уже распространённым явлением в Японии. Посетители аркадных залов могли поглазеть на зомбей и демонов в игре "Makaimura"; у консольщиков были ужастики Dr. Chaos и Castlevania; а компьютерщики просиживали ночи напролёт, играя в War of the Dead и Laplace no Ma.

Тем не менее, в ранних японских хоррорах практически отсутствовала кровь и сцены жестокости. В 1988-м году компания Namco решила исправить это упущение, выпустив поистине кровожадную игру "SplatterHouse".






Сюжет игры


История "СплеттерХауса" повествует о таинственном особняке Доктора Уэста, расположенном где-то далеко в лесной глуши. Ходят слухи, что в этом доме учёный занимался экспериментами в области парапсихологии, но несколько лет назад Уэст бесследно исчез - и с тех пор его особняк впал в запустение.

И вот, в один дождливый день молодые студенты Рик Тейлор и Дженнифер Уиллис решают наведаться в заброшенное здание. Однако этот визит оборачивается для них кошмаром - внутри особняка на студентов внезапно нападают жуткие монстры!

Рик теряет сознание из-за тяжёлых ранений, но от верной гибели его спасает странная маска, которая сама собой цепляется к лицу нашего героя, даруя ему вторую жизнь. Теперь наша задача - найти Дженнифер и вместе с ней выбраться из проклятого особняка.





Завязка истории сильно напоминает игру "Dr. Chaos": там тоже главный герой попадал в особняк, который раньше принадлежал учёному - а потом вдруг стал населён монстрами.

Но в отличии от своего предшественника, SplatterHouse содержит гораздо больше тайн и недосказанностей. Что произошло в особняке? Куда пропал доктор Уэст? Откуда появились монстры? Зачем монстрам понадобилась Дженнифер? Откуда взялась маска? Зачем она возродила Рика?

Вопросов возникает много, но ни на один из них в игре не даётся прямого ответа. И даже по прошествии двух с половиной десятилетий, поклонники "СплеттерХауса" всё ещё строят теории о том, кем же был на самом деле финальный босс.





Такой подход к подаче истории был довольно-таки инновационной задумкой для видеоигр того времени. И позволял создавать интригу, оставляя при этом простор для воображения. В этом смысле SplatterHouse близок по духу к Silent Hill.

Ещё одной необычной фишкой сценария был его мрачный и трагический уклон. Дело в том, что концовка здесь весьма далека от привычных игровых "Хэппи Эндов".

А последнюю встречу с Дженнифер ближе к концу игры можно по праву назвать одним из самых жутких и душераздирающих моментов среди видеоигр 1980-х годов.







Геймплей


Игровой процесс в SplatterHouse выполнен в формате экшен-платформера. Нам предстоит пройти несколько уровней, сражаясь с монстрами. А в конце каждого этапа нас будет поджидать босс.

Несмотря на внушительное телосложение, главный герой Рик Тейлор не особо живуч - он может выдержать лишь четыре удара. Если его жизненные силы иссякнут - весь этап придётся начинать заново. При этом в игре отсутствуют вещи, восстанавливающие здоровье. Так что мы должны тщательно экономить каждый хит-поинт.

Кстати, долго задерживаться на одном месте нельзя - Рика преследует смертоносное облако тьмы, заставляя его постоянно двигаться вперёд. Если это облако нас догонит - то быстро убьёт.





Игровая механика в SplatterHouse далека от идеала. Управление кривовато и неповоротливо. У Рика есть спец-приём - скользящий удар ногой, но выполняется он с вероятностью 50/50. С прыжками тоже беда - Рик прыгает высоко, но дальность прыжка мизерная (поэтому перепрыгивание ловушек и пропастей может стать проблемой).

Ещё один существенный минус заключается в том, что большинство обычных врагов убиваются одним ударом - поэтому никакой особой тактики в боях с ними не требуется.

В общем, тут много к чему можно придраться. Но эти недоработки компенсируются разнообразием врагов и игровых ситуаций, а также классными босс-файтами.





Игра насчитывает более десятка разновидностей монстров - тут и летучие мыши, и зомби, и гигантские черви, и водяные монстры, и объекты-полтергейсты, и ползающие по полу отрезанные руки, и даже зеркальные двойники Рика.

Для умерщвления всех этих супостатов наш герой может использовать не только собственные кулаки - но и различное оружие: топор, палку, гаечный ключ, копьё, или шотган. Причём, для каждого вида оружия разработчики предусмотрели разные варианты убийств - палкой можно в буквальном смысле размазать монстра по стенке, а топором - отрубить голову.

Другой любопытной идеей является добавление элементов нелинейности в структуру уровней. На определённых этапах предусмотрено несколько различных маршрутов. Например, можно добраться до выхода по верхним этажам, а можно провалиться вниз через трещину в полу - и прогуляться по подвалу.






Босс-Файты


Одна из сильных сторон игры - это интересные боссы. Они получились очень разнообразными, и с каждым боссом нужно подбирать свою стратегию. При этом в образах некоторых монстров можно заметить любопытные отсылки к популярным хоррор-фильмам того времени.

К примеру, первым "боссом" является комната с червями, в которой на Рика будут со всех сторон набрасываться голодные монстры (образ этих червей навеян фильмом "Deadly Spawn").

В церкви на нашем пути встанет огромный перевёрнутый крест, окружённый отрубленными головами.





На других этапах Рику предстоит сразиться с полтергейстом, вселяющимся в различные предметы; с летающим некромансером, который управляет толпой бессмертных зомби; а также с "Матерью" - гигантским сердцем, создающим вокруг себя монстров-личинок.

Ещё одним очень колоритным и запоминающимся боссом стал "Biggy Man" - огромный маньяк с мешком на голове и двумя бензопилами, вмонтированными прямо в руки.

Этот монстр в своё время так полюбился геймерам, что до сих пор среди фанатов SplatterHouse он почитается примерно так же, как PyramidHead - среди поклонников Silent Hill. Про него даже пишут целые фанфики-теории!






Дизайн и Жестокость


Кровожадный дизайн окружающего мира тоже играет важную роль, подчёркивая хоррорную стилистику SplatterHouse.

Прямо с первых же секунд игры мы видим многочисленные разрубленные тела на полу (некоторые из них ещё шевелятся!) и прикованные к стенам изуродованные фигуры, выблёвывающие кислотную жижу под ноги Рику. А чуть дальше нас ожидает комната, где весь пол завален ошмётками мяса и с потолка свисает гниющий труп на верёвке.

В восьмидесятых годах всё это производило очень шокирующее впечатление. И даже сейчас лишь немногие японские хорроры могут всерьёз потягаться со SplatterHouse'ом по обилию расчленёнки (пожалуй, ближайшие конкуренты в этом смысле - Demonophobia и Shadows of the Damned).






Музыка и Атмосфера


SplatterHouse был одной из самых страшных игр своего времени.

Смертоносные монстры, обилие жестокости и шок-контента, возможность погибнуть всего от нескольких ударов, необходимость постоянно убегать от надвигающейся тьмы - все эти элементы способствовали созданию жуткой атмосферы.

Сейчас игра конечно уже не так пугает, но всё же в ней до сих пор чувствуется серьёзный градус безумия и маньячности.





Ещё одним важным элементом, помогающим нагнетать атмосферу и настроить игрока на нужный лад, является музыкальное оформление.

Над саундтреком SplatterHouse работали композиторы Кацуро Тадзима и Ёшинори Кавамото - и надо признать, их музыка хорошо отражает мрачную стилистику игры. Она довольно зловещая, шизофреничная, и при этом навевает ассоциации с хоррор-фильмами того времени.

А финальная композиция "Sento Nel Core" гармонично сочетается с печальной концовкой истории.








Итог:


SplatterHouse - игра парадоксальная. Если в подавляющем большинстве аркадных экшенов основополагающим элементом является геймплей, то тут наоборот - геймплей довольно кривоват и выполняет лишь второстепенную роль.

Но при этом "СплеттерХаус" ярко выделяется за счёт уникального ультра-кровожадного дизайна, жуткой атмосферы, зловещего саундтрека, интересного сюжета и трагической концовки. Это был самый необычный и артхаусный проект среди аркадных видеоигр того времени. Именно поэтому игра смогла собрать по всему миру множество фанатов, которые любят её до сих пор.










Видео из игры










Японский промо-ролик SplatterHouse










SplatterHouse Wanpaku Graffiti


splatterhouse wanpaku graffiti 1989 namco famicom nes game игра


В 1989-м году на приставке Nintendo Famicom вышла игра SplatterHouse: Wanpaku Graffiti.

Она представляет собой причудливое "переосмысление" первой части SplatterHouse, выполненное в весёлой кавайной стилистике.

Подробнее про эту версию можно почитать вот тут:


>> Мини-обзор Wanpaku Graffiti <<








Другие статьи о SplatterHouse:


>> Обзор SplatterHouse 2 <<


>> Обзор SplatterHouse 3 <<


>> Обзор SplatterHouse 2010 <<


>> Фан-игры по мотивам SplatterHouse <<








Автор: SilentPyramid

Дата публикации: 03.09.2012

Статья обновлена: 24.11.2023








Если вам нравятся хорроры,

подпишитесь на наш

YouTube-канал и Telegram-канал